Антикоррупция в образовании МОАУ ДО ЦРТДЮ ЛАБИРИНТ

Прокуратура Первомайского района г. Кирова предлагает ознакомиться с информацией:

Департамент образования администрации города Кирова с 1 октября 2013 года открыл «горячую линию» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях:

70-80-97 и 70-80-98.

Вопросы принимают специалисты общего среднего и дополнительного образования по телефонам: Коваленко Наталья Николаевна, Глушкова Наталья Александровна

«Горячая линия» направлена на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в общеобразовательных учреждениях; создана во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 27.08.2013 № ОГ-П8-6157.

Адреса электронных приемных, которыми могут воспользоваться обучающиеся, их родители (законные представители) в случаях, когда действия администрации и других сотрудников образовательных организаций нарушают их права и законные интересы (нарушение правил оказания платных образовательных услуг, факты незаконных сборов денежных средств с родителей и т.д.):

http://www.prokuratura-kirov.ru/ipr/ — интернет-приемная прокуратуры Кировской области

http://43edu.ru/management/department/head/reception/ — интернет-приемная главы департамента образования Кировской области (управление надзора и контроля департамента образования Кировской области)

Директор ЦРТДЮ «ЛАБИРИНТ»

тел. 64-46-26
e-mail: cdt_kirov@mail.ru

Сотрудники

Нормативная документация по антикоррупции

Перечень документов по теме:

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 27.08.2013 № ОГ-П8-6157 о реализации комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в общеобразовательных учреждениях Постановление «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» Письмо Минобрнауки России от 10.09.2013 № 01-50-377/11-555 Письмо Минобрнауки России от 13.09.2013 № ИТ-885/08 «О комплексе мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся общеобразовательных организаций» Письмо Минобрнауки России от 22.07.2013 № 09-889 «О размещении на официальном сайте информации» Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582

 

Меры борьбы с коррупцией в образовании

Коррумпированность системы образования не только снижает качество самого образования, но и формирует отношение к коррупции как к нормальному явлению, причем не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Поэтому противодействие коррупции в сфере образования должно иметь приоритетное значение.

Коррупционные проявления в сфере образования можно встретить на всех ступенях российского образования – от дошкольного до послевузовского.

К основным формам коррупции в образовании могут быть отнесены:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • взятки при аккредитации учебных учреждений;
  • незаконное получение свидетельств и документов об образовании;
  • неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса;
  • вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов);
  • давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки);
  • давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.

В соответствии с положениями «Национальной стратегии противодействия коррупции», утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, главной целью борьбы с коррупцией в области образования должно стать искоренение причин и условий, ее порождающих.

Среди основных причин коррупции в образовании можно отметить:

  • низкий уровень оплаты труда педагогов;
  • недостаточно высокий статус педагога в обществе;
  • снижение квалификации профессорско-педагогического состава образовательных учреждений;
  • искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;
  • формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;
  • общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Провозглашение образования приоритетным направлением национальной политики и модернизация отечественной системы обучения и воспитания актуализировали вопросы обеспечения антикоррупционной безопасности образовательной сферы.

Противодействие коррупции в сфере образования осуществляется посредством организационно-правовых мер общего характера.

Однако специфика данной сферы обуславливает необходимость разработки и реализации дополнительных механизмов противодействия коррупции, учитывающих отраслевые особенности.
Необходимым элементом политики противодействия коррупции в образовании является создание эффективной системы управления отраслью. На это направлено совершенствование разграничения полномочий в данной сфере между органами публичной власти.
В соответствии со ст. 28 Закона РФ «Об образовании», к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся надзор за исполнением законодательства в области образования, контроль качества подготовки, а также лицензирование и государственная аккредитация в отношении высших учебных заведений и научных организаций.
Органом исполнительной власти, на который возложены данные функции, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Антикоррупционным условием в сфере образования является четкое определение объема и содержания бесплатных образовательных услуг, гарантируемых государством.

Иными словами, гражданин должен ясно себе представлять, какое образование обеспечивается за счет бюджетных средств, а какие образовательные услуги могут оказываться по желанию детей и их родителей за плату. В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, что, в свою очередь, способствует удовлетворению возрастающих потребностей граждан в образовании в наибольшей степени.

Согласно п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Действенным механизмом, призванным снизить уровень коррупции в образовании, стало введение с 1 декабря 2009 г. административной ответственности за нарушение законодательства об образовании. Отсутствие специальных санкций за нарушение и невыполнение требований законодательства затрудняло предотвращение и устранение нарушений законодательства об образовании, препятствовало эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования, без которых нельзя говорить о реальном обеспечении конституционного права на образование.

Противодействие коррупции должно осуществляться при непосредственном участии граждан и представителей общественности.

Выработке «антикоррупционного иммунитета» способствует развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышение открытости государственного управления сферы образования. Более того, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании» государственно-общественный характер управления образованием провозглашен одним из принципов государственной политики в области образования. На уровне образовательного учреждения открытость управления обеспечивается функционированием управляющих, попечительских, наблюдательных советов. При этом в компетенцию подобных органов целесообразно включать как стратегические вопросы (определение основных направлений развития общеобразовательной организации), так и вопросы прикладного характера (распределение по представлению руководителя образовательной организации стимулирующих выплат педагогическому персоналу). Самостоятельным механизмом государственно-общественного управления в сфере образования является публичная отчетность.

В целях повышения антикоррупционной безопасности сферы образования целесообразно расширение участия общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии системы образования.

Источник: М. Жерновой. Борьба с коррупцией в сфере образования [Электронный ресурс] // ДВФУ. — 2011.02.13. URL: http://www.crime.vl.ru/

 Скачать буклет «Взятка или подарок. В чем отличие?»

Коррупция в образовании — проблема международного масштаба

unescoОрганизация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) резюмирует, что коррупция в школах и университетах наносит серьезный ущерб системам образования во всем мире. Анализ ситуации в 60-ти странах показал, что незаконные поборы при зачислении в ВУЗы, взяточничество на экзаменах, присвоение средств, подделка документов и другие злоупотребления распространены как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах.

UNESCO-Corrupt-Schools-UniversitiesЭти данные собраны в докладе «Коррумпированные школы, Коррумпированные университеты. Что можно сделать?» (Corrupt Schools, Corrupt Universities: What Can Be Done?), подготовленном Международным институтом планирования образования (International Institute for Educational Planning). Анализ проводился на основе материалов, предоставленных министерствами, агентствами по развитию и государственными исследовательскими центрами.
Авторы доклада приходят к выводу, что коррупция в школах и университетах лишает возможности учиться детей и подростков из малообеспеченных семей, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, подрывает качество образования в целом. В докладе, в частности, указывается, что в некоторых странах утечка из фондов, направляемых на нужды школ, достигает 80%. Широко распространены фиктивные ВУЗы, предлагающие на продажу фальшивые дипломы. Причем особенно активно их покупают молодые люди из стран бывшего СССР. Число рекламируемых в Интернете фиктивных университетов, выдающих подобные дипломы, выросло с 200 до 800 только за период 2000–2004 годов. Еще одна проблема, характерная для постсоветских государств — фактическая подмена бесплатного образования системой частных репетиторов. Для того, например, чтобы перейти из класса в класс, приходится брать платные уроки у своего же учителя. Чтобы поступить в университет, абитуриент вынужден брать частные уроки у университетских преподавателей, которые могут предоставить информацию о содержании вступительных экзаменов.

По некоторым данным, в России ежегодная общая сумма взяток за поступление в ВУЗы составляет около $ 520 млн. В Украине подготовка в престижный ВУЗ обходится в $ 10 тыс. при средней зарплате $ 100. Частным учебным заведениям в Украине самим приходится платить взятки чиновникам, чтобы получить лицензию.

В качестве положительного примера приводится Азербайджан, где внедрение информационных технологий и контроль со стороны независимой комиссии помогли добиться прозрачности при проведении и оценке вступительных экзаменов в ВУЗы. Антикоррупционные меры принимаются также в Кыргызстане, Литве, Молдове и Украине.

Авторы доклада Жак Халлак и Мюриель Пуасон также изучили опыт ряда стран, в которых принятие даже самых простых мер привело к существенным результатам по искоренению коррупции в образовании. Например, в Уганде в начале 1990-х годов только 13% от средств, ежегодно выделявшихся школам в расчете на одного учащегося, доходили до назначения. Остальная же часть этих средств попадала в руки местных чиновников, использовавших их на цели, не связанные с образованием. Общенациональная кампания по разъяснению местным общинам, кем и на что были израсходованы выделенные средства, привела к кардинальному изменению положения дел: теперь 85% от фондов направляются на цели образования.

«Я рассматриваю выводы этого доклада как призыв к действию, — заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, — Коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образования для всех». Она лишает детей мало обеспеченных родителей возможности посещать школу, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, снижает качество преподавания и, как следствие этого, качество образования в целом. Под вопросом стоит будущее нашей молодежи. Бездействие может повлечь за собой катастрофические последствия».

По мнению авторов доклада, эффективными могут оказаться следующие меры: разработка более четкой и прозрачной нормативной базы; повышение уровня управленческих навыков и, как следствие, улучшение отчетности и контроля; повышение личной ответственности за принятые решения. Ими сформулирован целый ряд рекомендаций, касающихся решения проблемы коррупции. В частности необходимо: разработать четкую систему норм и инструкций, понятные всем правила и ясно изложенные политические рамки, определяющие ответственность каждого участника процесса выделения, распределение и использования средств; повысить квалификацию в методах управления, в подготовке отчетности, в осуществлении контроля и аудиторской проверки сотрудников администрации и представителей других вовлеченных общественных организаций, включая ассоциации родителей и учителей и профсоюзы; расширить доступ к информации в целях повышения уровня участия, развития чувства сопричастности и усиления общественного контроля. Больше всего эта информация требуется школам: им следует помочь не только распознавать случаи нарушений, но и выдвигать правомерные требования о получении того, что им положено.

Доклад ЮНЕСКО: Corrupt Schools, Corrupt Universities: What Can Be Done?

Источник: Коррупция в сфере образования принимает угрожающий размах по всему миру. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2007.07.08. URL: http://gtmarket.ru/news/state/2007/07/08/948