О способах решения некоторых проблем,
возникающих на занятиях в инклюзивном хореографическом коллективе

Сотрудники

 педагог дополнительного образования ЦРТДЮ «Лабиринт»


На сегодняшний день инклюзивное образование становится более популярным: как общее, так и дополнительное. Детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития стали замечать, отношение к ним общества изменилось в лучшую сторону. В связи с этим учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования (в том числе и педагогам – хореографам) всё чаще приходится сталкиваться со сложностями в организации занятий с такими детьми.

Я являюсь педагогом по хореографии в инклюзивных группах развивающего танца коллектива «Джем», функционирующего в ЦРТДЮ «Лабиринт» города Кирова, а также педагогом-хореографом в Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра», оказывающей практическую помощь в социализации детей с особенностями развития.

В данной статье хочется уделить особое внимание способам решения проблем возникающих на индивидуальных и групповых занятиях в инклюзивном танцевальном коллективе, а так же на занятиях с группой детей имеющих особенности развития и ограниченные возможности здоровья.

В первую очередь, с появлением в коллективе особого ребёнка нужно обязательно узнать у родителей, какие у него ограничения и особенности — не только двигательные, но и речевые, слуховые, ментальные и другие. Если ребёнку необходима помощь тьютора, то в его отсутствии нужно найти волонтёра, который будет закреплён за определённым ребёнком или группой детей.

На танцевальных занятиях наиболее часто возникают поведенческие проблемы, многим детям с особенностями трудно находиться в рамках дисциплины. Причиной асоциального поведения может быть переутомление или перевозбуждение, тогда во время занятия нужно сделать перерыв или перейти на более спокойную деятельность. Поведенческие нарушения могут быть вызваны также желанием ребенка привлечь к себе внимание, или его отказом от требований. В первом случае лучше всего игнорировать действия ребёнка, направленные на нарушение дисциплины. А в случае отказа, когда ребёнок часто намерено закрывает лицо руками или выполняет задания с закрытыми глазами, прячется от педагога или старается находиться за его спиной, обязательно нужно продолжать требование, не жалеть ребёнка и не поощрять такое поведение. Чаще всего эта проблема встречается у детей с ментальными нарушениями, для них нужно давать короткие — в одно или два слова инструкции, избегая длинных рассказов, использовать  в танцах образы понятные ребёнку, речемоторные игры.

Очень важно обращать внимание и хвалить ребёнка когда он старается выполнить задание, повторить движения, влиться в коллектив. Обязательно нужно отслеживать и анализировать изменения в поведении, обсуждать результаты занятия и способы решения возникающих проблем.

В ходе занятий педагога и детей с ограниченными возможностями здоровья часто тревожат проблемы с коммуникацией. Если они возникают у детей с нарушениями слухового восприятия и нарушениями речи, с этим легко справиться  с помощью использования жестового языка и символических движений. На занятии следует объяснять более эмоционально и хорошо артикулировать. Разучивая движения под счёт, необходимо показывать счёт на пальцах, можно разучивать стихи и песни с движениями. Ребёнок с отсутствием слуха или тяжёлыми нарушениями речи не будет проговаривать слова, но постепенно запомнит артикуляцию, символические движения и жесты, что в дальнейшем поможет ему в общении.

С детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия или отсутствием зрения, обязательно нужно чётко проговаривать каждое действие, происходящее на занятии, точно проговаривать технику исполнения движений. При использовании прикосновений нужно спрашивать и предупреждать ребёнка, не нарушая его личные границы. Детям с отсутствием зрения очень важно знать, где находится дверь, зеркала, станок, стулья, и другие предметы, насколько большое или маленькое помещение, поэтому перед занятием на переменке нужно давать возможность самостоятельно исследовать пространство зала, сопровождая его определёнными комментариями, отвечая на вопросы и оказывая необходимую помощь.

В инклюзивном коллективе детям, не имеющим особенностей развития и ограничений по здоровью, нужно рассказать о том, как можно общаться с ребятами которые имеют какие- либо ограничения. Это можно сделать через беседы, игры и специальные мультфильмы.

Следующей, не менее важной проблемой, является рассеянное внимание. Лучше всего занятия проходят в пустом зале, где нет разных ящиков, полочек с реквизитом для занятий, ярких игрушек, и других вещей, которые обычно вызывают интерес ребёнка. Так же для концентрации внимания необходимо ввести требования по форме одежды и причёски. Важно постоянно возвращать ребёнка к действию и вместо негативной реакции лучше использовать короткие фразы с просьбой настроиться и  сосредоточиться, а так же тренировать внимание с помощью различных игр и постоянно мотивировать его, на выполнение заданий.

У многих детей существуют двигательные проблемы. Если у ребёнка есть ограничения в двигательном плане, к примеру, ему нельзя прыгать, а во время исполнения прыжков он должен оставаться включённым в процесс, он может помогать педагогу и ребятам, включая музыку, следя за правильным исполнением, называя ошибки. На каждом занятии надо развивать общую координацию движений, разучивать интересные танцевальные этюды, делать упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, речи, чувства ритма, развивать пространственную координацию — учиться быстро встать в круг, шеренгу, диагональ и другие фигуры, давать упражнения на баланс и обязательно работать с различными предметами: ортопедические мячи, обручи, платочки, гимнастические палки, музыкальные инструменты и т. д.

Конечно, каждый человек индивидуален, каждая ситуация имеет свои особенности, однако следование рассмотренным нами правилам поможет педагогу облегчить процесс общения с детьми с ОВЗ и сделать образовательный процесс в инклюзивной группе наиболее комфортным и эффективным для каждого ребенка.


К вопросу о формировании имиджа хореографического коллектива
(из опыта работы образцового ансамбля эстрадного танца «Шанс»)

Сотрудники

 педагог дополнительного образования МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт» города Кирова

 


Имидж определяется в маркетологии как образ, репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о престиже организации, ее продуктах и услугах, репутации руководителей.

Каждый руководитель хореографического коллектива старается создать свой сценический образ, свой имидж. Образцовый ансамбль эстрадного танца «Шанс» не является исключением.

Уже в самом названии коллектива есть ключевое слово «образцовый», которое говорит о том, что коллектив имеет свой репертуар, участвует в конкурсах-фестивалях различного уровня (городских, областных, всероссийских и международных).

Так, участники образцового ансамбля «Шанс»  побывали в разных городах России (Н.Новгород, Иваново, Санкт Петербург), за границей (в Германии и Болгарии).  Только за последние три года воспитанники стали призерами следующих творческих конкурсов:

  • международный фестиваль-конкурс «Вятская карусель», 2011 год;
  • международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Серебряная звезда», г. Москва, 2011 г.;
  • третий  Международный конкурс-фестиваль «Вятские узоры», 2011 г.
  • третий межрегиональный историко-культурологический фестиваль «Пою моё Отечество», Киров, 2011 г.
  • областной конкурс вокального творчества «Серебряные струны», 2012 г.
  • городской конкурс-фестиваль хореографических коллективов «Танцующее детство», 2010 г.
  • областной хореографический конкурс «Рождественский сувенир», 2010 г.
  • всероссийский конкурс детского и молодежного творчества «Золотое кольцо», г. Иваново, 2010 г.

Любая победа в конкурсах, получение дипломов, кубков и других наград не только играют на имидж коллектива, но и поднимают  его значимость в глазах родителей, решающих, куда отправить своего ребенка учиться танцевать.

Значимым результатом является еще и то, что выпускники коллектива выбирают профессию хореографа. Так, две выпускницы коллектива в настоящее время являются студентами Вятского колледжа культуры. Надеемся, что по окончании учебного заведения они вернутся в коллектив уже в статусе руководителей и будут развивать и преумножать традиции коллектива.

Если коллектив стремится быть лидером в своей сфере, он должен придавать значение своей репутации. Соответствие внутреннего и внешнего имиджа является непременным условием эффективной работы. Внешний имидж – общественное мнение, формируемое, в том числе рекламой. Поэтому мы стараемся выпускать рекламные буклеты с информацией о коллективе, значки и футболки с логотипом образцового ансамбля эстрадного танца «Шанс». Фотографии воспитанников, творческие результаты коллектива являются обязательным элементом оформления хореографического зала и также выступают средством формирования положительного общественного мнения.

Немаловажным является факт размещения информации о коллективе на официальном сайте Центра детского творчества с изучением прикладной экономики города Кирова (www.cdt-kirov.ru). Это позволяет представить деятельность ансамбля не только на уровне города, но и обменятся опытом на всероссийском, международном уровне.

Внутренний имидж – атмосфера внутри коллектива, сплоченность детей, их отношение к педагогам. Для его формирования в коллективе проводятся различные традиционные праздники, такие как «Посвящение в кружковцы», «Наши именинники», «Новогодний карнавал», «Здравствуй, лето!». Все праздники проводятся с участием родителей воспитанников, где родители являются главными помощниками в реализации творческих планов коллектива, нашими критиками и затейниками.

Образцовый хореографический ансамбль «Шанс» — неизменный участник благотворительных акций и социальных проектов в г. Кирове. Ребята выступают с концертными программами в Центре социального обслуживания населения Первомайского района,  Доме ветеранов, участвуют в городских праздничных мероприятиях на Театральной площади г. Кирова.

Таким образом, положительный имидж можно назвать неотъемлемой частью успешного развития нашего коллектива, в процессе которого должно происходить возникновение новых идей, постоянное совершенствование форм и методов работы.